Европейский фарфор
Глядя на изящные образцы антикварного и современного европейского фарфора, трудно поверить в то, что всего лишь немногим более трех веков назад Европа пользовалась китайскими изделиями и, тщетно пытаясь разгадать секреты их изготовления, даже не мечтала сравняться с мастерами Поднебесной империи. Сегодня же европейский фарфор – это целый вид искусства. Конечно же, в нем есть свои шедевры и продукция, ориентированная на массового потребителя. Однако, какими бы ни были изделия из фарфора, изготовленные в Европе, они всегда отличаются своим особенным изыском и стилем. Видимо, поэтому их так ценят коллекционеры и знатоки антиквариата…
Виды европейского фарфора
Как известно, фарфор бывает двух видов – мягкий и твердый. Однако они, в свою очередь, также подразделяются на несколько разновидностей:
- Красный, или беттгеровский, названный по имени одного из своих создателей – немецкого алхимика И. Ф. Беттгера (1682-1719 гг.). Именно с его изобретения в Саксонии в 1708 г. началась история европейского фарфоропроизводства.
- Белый, также изобретенный Беттгером. Наряду с красным его можно отнести к традиционным историческим разновидностям.
- Кружевной – еще одно изобретение немецких мастеров, родившееся на рубеже XVIII-XIX веков в Дрездене. Оно представляло собой сложную технологию получения фарфоровых кружев, которые окунались в теплую массу и обжигались. Они сгорали, а сам фарфор застывал в виде ажурной вязи.
- Костяной. Его разработал английский керамист Джозайя Споуд на собственном предприятии еще в 1770 году. Но славу этой разновидности принесли не только его изделия, декорированные в синих оттенках, но и продукция Веджвудской фабрики, где технология была освоена в начале XIX века. Однако следует отличать старинный костяной фарфор от современного. Тот, что производится сегодня для массовой продажи в странах континентальной Европы, не имеет ничего общего с оригинальными тонкостенными изделиями, славившимися в числе прочего своей прочностью, плавными формами и утонченным серым принтом на белой глазури, которые ценились всеми европейскими монархами.
- Сливочный (или королевский), отличающийся теплым кремовым оттенком, «черный базальт», яшмовый, восковой бисквит… Все это, как и многое другое, – вклад в фарфоровое производство потомственного английского керамиста Джозайи Веджвуда (1730-1795 гг.). Его имя символизирует в истории английского декоративно-прикладного искусства оригинальный неоклассический стиль и даже стало названием для особой разновидности керамики (веджвудский фарфор).
Очень многое также могут сказать знатокам и ценителям антиквариата такие словосочетания, как «лиможский фарфор», «севрский», «вустерский»…
Оценка и скупка фарфора
Конечно, европейский фарфор намного более многообразен и не исчерпывается только упомянутыми разновидностями. Каждая страна стремилась представить свое производство в наилучшем свете, и за это, пожалуй, следует благодарить европейских монархов и аристократов того времени. Именно их самолюбие и стремление к роскоши и подчеркиванию собственного величия подняли фарфоровое искусство Европы на такую высоту, где оно пребывает и поныне, восхищая ценителей антикварных изделий и являясь ориентиром для последующих поколений керамистов.
Есть в нем и скромный вклад дореволюционной Украины. Первая фарфоровая мануфактура на ее территории была основана Юзефом Чарторыйским в предместье Юзефин (г. Корец, ныне Ровненской области) в 1784 г. Предприятие оказалось успешным, его изделия (посуда и аптекарские принадлежности) пользовались популярностью сначала в Речи Посполитой, а позже – в Российской империи. Специалисты считают, что изготавливавшийся здесь фарфор по своему качеству не уступал саксонскому и был лучше венского, однако пожар 1796 г. почти уничтожил фабрику, и в дальнейшем подняться на прежний уровень она уже не смогла. После смерти Ю. Чарторыйского в 1810 г. производство стало постепенно приходить в упадок и окончательно прекратилось в 1832 г. Сегодня о корецком фарфоре помнят разве что историки и коллекционеры, обладатели посуды с оригинальным клеймом, похожим на масонское «всевидящее око» (глаз, вписанный в треугольник), и выгравированным ниже названием города.
Лучшие образцы европейского фарфора выставлены в музеях и арт-галереях, а также представлены в различных коллекциях. Если он и используется в повседневном обиходе, то его качество говорит само за себя. Однако судьба вещей не менее интересна, чем личная история каждого человека, поэтому кто знает, чья именно фарфоровая тарелка с загадочным клеймом досталась вам по наследству? Если вы захотите узнать ее стоимость, то всегда можете обратиться за консультацией к нашим специалистам, занимающимся оценкой и скупкой антиквариата по лучшим ценам в Украине. С нашей же помощью вы можете выгодно продать любое имеющееся у вас антикварное изделие. Связаться с нашим офисом, находящимся в Киеве, можно любым удобным для себя способом из указанных на сайте.