toggle menu

Фарфор Российской империи до 1917 года


Фарфор Российской империи занимает особое место в европейском декоративно-прикладном искусстве и иногда даже рассматривается как его отдельное направление. В нем органично сплелись лучшие западные технологии и национальные традиции и мотивы, благодаря чему российские фарфоропроизводители вышли на один уровень с мировыми. Его стремились поддерживать и в Советском Союзе, и в постсоветской России, однако изделия из фарфора, изготовленные до 1917 года, по-прежнему выделяются, стоят особняком в глазах коллекционеров и специалистов по антиквариату.

Краткая история российского фарфора

Считается, что первые попытки создать собственное фарфоровое производство были предприняты в России при Петре I, который и открыл обществу европейский фарфор. Однако еще в Московском государстве XVI века был хорошо известен т. н. ценинный промысел – изготовление посуды и других предметов быта из обожженной глины, которые покрывались белой или цветной глазурью и нередко расписывались красками. По этой же технологии изготавливались изразцы. В истории отечественного декоративно-прикладного искусства все это известно как русская майолика. В XVIII веке, когда начались эксперименты по созданию собственных фарфоровых масс, опыт и традиции оказались весьма кстати.

Первая в России мануфактура по производству фарфора была основана недалеко от Петербурга в 1744 г. Сначала на ней проводились эксперименты с созданием нужных материалов, которые не уступали бы по своему качеству европейским (одним из компонентов была гжельская глина), но уже в 1750 г. она начала выпускать посуду и табакерки. Постепенно ее продукция становилась все качественнее, привлекла к себе внимание Екатерины II, для которой покупались и заказывались лучшие образцы европейского фарфора (например, «Сервиз с зеленой лягушкой» у Д. Уэджвуда), и в 1765 г. фабрика была переименована в Императорский фарфоровый завод. Вскоре она получила право клеймить свои изделия государственным гербом.

В 1754 г. недалеко от Москвы в селе Вербильцы (Вербилки) была организована первая в России частная фарфоровая фабрика. Правда, официально заработала она лишь в 1766 г. благодаря шотландскому купцу Фрэнсису Гарднеру, однако уже в скором времени зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Когда в 1777 году там был создан первый орденский сервиз (всего их было изготовлено четыре), Гарднер удостоился приема у Екатерины II, после чего московский генерал-губернатор разрешил ему ставить на изделиях фабрики изображение герба Москвы. Так началась история славы завода, чья продукция известна всему миру как «фарфор Вербилок», а в перечне мировых клейм со временем появилось еще одно – голова лося, словно вырастающего из заглавной буквы «В».

Основные российские фарфоровые производства

Постепенно фарфоровое производство в России набирало обороты, и со временем появились следующие предприятия:

  1. Конаковский фаянсовый завод. Основан Ф.-Х. Бриннером в 1809 г. в с. Кузнецово (впоследствии – г. Конаково) Тверской губернии. Продукция клеймилась следующим знаком: стилизованная ветка над двумя волнообразными полосами.
  2. Кузяевский завод. Основан в д. Кузяево Московской губернии в 1816 г. Его изделия опознаются по клейму с изображением лежащего лося.
  3. Дулевская фабрика. Основана купцом Т. Я. Кузнецовым в пустоши Дулево в 1832 г. Уже через двадцать лет была признана одним из ведущих российских фарфоропроизводителей. Ее изделия легко можно опознать по клейму в виде стилизованного изображения птицы.
  4. Бронницкий завод. Основан в Броннице в 1882 г. как гончарное производство, через два года начал выпускать фарфоровые и фаянсовые изделия.
  5. Фарфоровый завод в пос. Песочное (Ярославская губ.). Основан купцом П. А. Никитиным в 1884 г. для изготовления кирпича, однако через год начал выпускать фарфоровую и фаянсовую посуду. К началу ХХ века полностью перешел на производство фарфора. Ассортимент составляли чайные и кофейные сервизы, вазы, статуэтки и т. н. восточный товар – посуда для плова, пиалы, чайники и блюдца. Часть этих предметов предназначалась для продажи за границу.
  6. Грузинская (ударение на «у») фарфоровая фабрика. Построена И. Кузнецовым в с. Ботановка (ныне пос. Краснофарфорный) Новгородской губ. в 1898 г.

Следует также упомянуть о нескольких производствах, сосредоточенных на украинских землях:

  1. Корецкая фабрика, расположенная в предместье г. Корец (ныне Ровненская обл.). Она была основана еще в 1784 г., когда эти земли входили в состав Речи Посполитой, однако при ее втором разделе в 1793 г. они стали частью Российской империи. К сожалению, через три года после этого на предприятии произошел пожар, и производство начало постепенно угасать, пока в 1832 г. не прекратилось окончательно.
  2. Межигорская фабрика. Основана еще в 1798 г. в с. Межигорье Киевской губернии после того, как на землях, принадлежавших сгоревшему девятью годами ранее монастырю, был обнаружен каолин. Предприятие, имевшее статус казенного, выпускало фаянсовую художественную посуду, вазы, пасхальные яйца (писанки). Особенностью изделий стал рельефный орнамент в виде виноградной лозы или повилики, покрытой цветной глазурью (желтой, зеленой, сиреневой, голубой или белой). Об их качестве красноречиво говорит следующий факт: предприятие выполняло заказы не только для царской фамилии, но и для музея Севрского фарфорового завода. В свое время Большая Советская Энциклопедия называла его «первой фаянсовой фабрикой Российской империи». К сожалению, в 1874 г. в результате экономического кризиса она была закрыта.
  3. Барановская фабрика. Основана в 1802 г. братьями Мезерами в местечке Барановка (Житомирская обл.).
  4. Городницкая фабрика. Основана в 1807 г. О качестве производившегося здесь фарфора говорит только один факт: специалисты по антикварным изделиям сравнивают его с веджвудским.
  5. Волокитинская фарфоровая частная фабрика. Основана в 1839 г. помещиком А. М. Миклашевским в своем имении Волокитино (Черниговская губерния). Изготавливала посуду, в том числе и фигурную, рамки для зеркал, подсвечники, малые скульптурные формы, церковную утварь. Уже первые изделия были отмечены большой серебряной медалью на Петербургской промышленной выставке 1839 г., а современные специалисты отзываются о ее продукции так: «Это была Европа в Украине». Примечательной особенностью технологии являлось использование при росписи фарфора полихромной живописи. На фабрике работали крепостные крестьяне Миклашевского, что сыграло свою роль: в 1862 г., через год после отмены крепостного права, предприятие закрылось.
  6. Будянский завод. Основан промышленником М. С. Кузнецовым в 1887 г. на базе перенесенной в село (пгт.) Буды Харьковской губернии (ныне Украина) из села Байрак той же губернии фаянсовой фабрики И. Никитина, которую знаменитый промышленник взял в аренду еще в 1867 г. Причиной переноса стало неудачное расположение предприятия. Сначала на нем изготавливали полуфаянс, затем – фаянс, а с 1894 г. – изделия из фарфора, славившиеся своим качеством и художественным исполнением. Здесь был создан свой собственный стиль «будянский фаянс», и впервые в Российской империи была применена техника нанесения рисунка штампом с помощью трафарета в сочетании с ручной допиской. Кроме того, здесь же – и тоже впервые в империи – в 1910 г. появились французские автоматы для формовки чашек с толстыми стенками, производившиеся фирмой «Фор». Предприятие имело целый ряд клейм, по которым несложно идентифицировать изделия и время их создания.
  7. Полонский фарфоровый завод. Основан в 1889 г.

Судьба всех этих предприятий сложилась по-разному. Одни закрылись, другие пережили революцию 1917 года. Однако в итоге все они так или иначе создали славу российскому дореволюционному фарфору, который ценится до сих пор.

Скупка дореволюционного фарфора

В истории русского фарфора отразился тот путь, что прошло все европейское фарфоровое производство. Начав с подражания, копирования западных образцов и создания своеобразных «игрушек для богатых», в скором времени он стал востребован в разных кругах общества и не только сумел демократизироваться, но и сохранить при этом свое качество. Для кого бы ни изготавливались эти изделия, они всегда были выполнены на высоком художественном и техническом уровне, поэтому, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что каждое из них достойно не только места в музее, но и самой высокой экспертной коммерческой оценки.

Это особенно важно понимать тому, кто хотел бы по каким-либо причинам продать имеющиеся у него образцы российского дореволюционного фарфора. В этом всегда могут помочь наши специалисты, занимающиеся скупкой предметов нумизматики и антиквариата по лучшим ценам в Украине. При оценке мы учитываем не только сохранность предмета и его эксклюзивность, но и клеймо, по которому можно определить производителя и примерную дату выпуска изделия, а также ориентировочную рыночную стоимость на сегодняшний день. Связаться с нашим офисом, находящимся в Киеве, можно любым удобным способом из указанных на сайте.

Последний антиквариат оцененый нами

Банкнота 1 рубль 1961 года

Банкнота 1 рубль 1961 года

Оценка: 1700грн.
Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Оценка: 550грн.
Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Оценка: 25000грн.
Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 - 41 гг.

Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 – 41 гг.

Оценка: 25000грн.

10 рублей 1898 года

Оценка: 18000грн.

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!