Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
toggle menu

Фарфоровые статуэтки Царской России


Развитие искусства мелкой пластики обычно связывают с историей советского фарфорового производства. Однако ее созданием занимались также и многие российские дореволюционные предприятия, выпускавшие изделия из фарфора. Для одних такая деятельность была в числе главных направлений производства, другие занимались ей лишь в течение определенного периода времени. Но во всех случаях статуэтки отличались прекрасным исполнением, благодаря чему до сих пор вызывают к себе интерес у коллекционеров и экспертов по антиквариату.

Краткая история фарфоровых статуэток в Российской империи

Заслуга в том, что российское фарфоровое производство начало изготавливать статуэтки, принадлежит, как ни странно, не отечественным новаторам, а прусскому королю Фридриху Великому. В 1772 г., когда Россия вела войну с Османской империей за причерноморские земли и Крым, он прислал в подарок Екатерине II сервиз, изготовленный на Берлинской мануфактуре. Его примечательной особенностью было настольное украшение, изображавшее сидящую на троне императрицу в окружении представителей народов, населявших Российскую империю, и пленных турок.

Идея настолько понравилась Екатерине II, что уже в 80-х годах XVIII века она поручила Императорскому заводу (ИФЗ) выпустить серию фарфоровых статуэток под названием «Народности России». На предприятии не только выполнили заказ, но и подошли к нему творчески, расширив тематические рамки и включив в него также фигурки представителей городских сословий – торговцев, ремесленников и т. д. Сегодня уже нельзя с достоверностью сказать, сколько было выпущено тогда статуэток. Однако они все пользовались невероятной популярностью и оказали огромное влияние на ассортимент товаров, которые выпускались тогдашними российскими фарфоровыми производствами. Через сто с лишним лет, в 1907 г., Николай II повторил заказ на создание серии под этим же названием, и она же по иронии судьбы стала последним набором в истории дореволюционной мелкой пластики.

Вслед за ИФЗ к этой теме обратились многие частные производства – например:

  1. Фабрика Ф. Гарднера, расположенная в Вербилках.
  2. Завод братьев Козловых, основанный в 20-х годах XIX века в д. Жирово Бронницкого уезда Московской губернии.
  3. Петербургский завод братьев Корниловых, существовавший с 1835 г.
  4. Фабрика купца А. Г. Попова, работавшая в 1804-1875 гг.

Благодаря этим и многим другим предприятиям и мастерским, фарфоровые статуэтки царской России стали своеобразным подвидом национального декоративного искусства.

Некоторые особенности дореволюционной мелкой пластики

Каждое предприятие, выпускавшее такие фигурки, стремилось сделать их оригинальными и узнаваемыми благодаря не только клейму, но также тематике и технике исполнения. Например, статуэтки завода братьев Козловых, представлявшие собой крестьянские и мещанские типажи, удивительным образом передавали настроение своих персонажей и оттого казались живыми даже в тех относительно редких случаях, когда выглядели довольно-таки схематично. Поэтому они были так популярны в России первой половины XIX века.

Городская и крестьянская тематики присутствовали также и в мелкой пластике других российских фарфоровых фабрик. Иногда они дополнялись чем-то более экзотичным – например, фигурками темнокожих или дам в восточных нарядах, которые выпускались в числе прочих в середине XIX века на заводе братьев Корниловых. Особой популярностью пользовались различные предметы быта в виде статуэток – чернильницы, подсвечники, сосуды для духов, часы и т. д. Их нередко расписывали флористическими мотивами и дополняли позолотой.

Свой секрет популярности имела и мелкая скульптура производства поповской фабрики, заключавшийся в высокой реалистичности и детализации изображений, какими бы сложными они ни были. Поражало также тематическое разнообразие фарфоровой пластики. В ней находилось место не только крестьянской тематике, но и мифологии, анималистическим композициям, популярным в то время итальянским сюжетам, романтическим, сценкам из светской жизни, нередко включавшим в себя предметы быта. Самобытность и оригинальные цветовые решения всех этих фигурок таковы, что, глядя на них сейчас, трудно представить, будто многие из них являются лишь копиями статуэток, созданных на других заводах, или изготовлены по мотивам, заданным ИФЗ.

Наконец, следует упомянуть и о гарднеровской серии «Волшебный фонарь», представлявшей людей простого звания – крестьян, дворников, лакеев и т. д. Большой популярностью пользовались также созданные этой фабрикой жанровые композиции (напр., «Суд сельского констебля») и фигурки романтической направленности, изображавшие полуобнаженных или обнаженных девушек, занятых различными повседневными делами.

Ценность дореволюционного фарфора

Ни коллекционер, ни специалист по антикварным изделиям не зададутся вопросом, чем именно ценны фарфоровые статуэтки царской России, ведь ответить на него несложно. Это не просто частичка времени и истории, запечатленная в хрупком материале, но и порой чуть ли не единственное свидетельство существования многих российских фарфоровых производств – например, той же фабрики братьев Козловых, просуществовавшей всего три десятка лет. Даже корниловские статуэтки дошли до наших дней в ограниченном количестве – бурная российская действительность ХХ века мало способствовала сохранению шедевров любого вида искусства. Потому каждый такой экземпляр обретает большую ценность и коммерческую стоимость. И, если вы хотели бы продать имеющиеся у вас образцы дореволюционной фарфоровой пластики, наша компания всегда готова в этом помочь.

занимаемся оценкой и скупкой различных нумизматических и антикварных изделий по лучшим ценам в Украине, и в этом может убедиться каждый, кто захочет заняться продажей имеющихся у него раритетов. Наш офис находится в Киеве, связаться с нами можно любым удобным способом из указанных на сайте.

Последний антиквариат оцененый нами

Банкнота 1 рубль 1961 года

Банкнота 1 рубль 1961 года

Оценка: 1700грн.
Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Оценка: 550грн.
Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Оценка: 25000грн.
Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 - 41 гг.

Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 – 41 гг.

Оценка: 25000грн.

10 рублей 1898 года

Оценка: 18000грн.

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!