toggle menu

Банкноты Царской России 1769-1917 годов



«Катенька», «красненькая», «синенькая», «петенька», «синица», «червонец»… Кому из жителей современной Украины, которые ещё помнят русскую классическую литературу, не знакомы эти слова? Да, так в народе назывались бумажные рубли царской России – деньги, которые не канули в Лету вместе с Российской империей, а имели хождение даже в годы гражданской войны. Сейчас это высоко ценимая коллекционерами разновидность бонов, имеющая непростую историю: одни купюры встретили обе революции 1917 года и даже немного пережили их, другие были выведены из обращения ещё при царях, третьи настолько редки, что их днём с огнём не сыщешь…

Как в России появились банкноты

Бумажные деньги вошли в жизнь Российского государства при Екатерине II, хотя они могли бы появиться ещё при императрице Елизавете Петровне – именно она впервые внесла это предложение на рассмотрение Сената. Необходимость введения банкнот диктовалось временем: расширение товарооборота и развитие промышленности требовали увеличения объёма денежных средств. На Урале шла интенсивная разработка залежей драгоценных металлов, но их катастрофически не хватало для обеспечения всех потребностей государства. С другой стороны, доставка монет в отдалённые уголки страны была долгой, затратной, хлопотной и затруднительной. Наконец, все ведущие государства того времени – Англия, Франция, Швеция, Дания – уже много лет как пользовались ассигнациями, и Россия, со времён Петра I считавшая себя европейской страной, не могла игнорировать эту тенденцию. Однако предложение Елизаветы было отвергнуто. Русские сенаторы не могли представить себе, что старую, «настоящую», проверенную веками монету заменит какая-то «бумажка», которую всегда можно подделать. Идея выпуска ассигнаций была похоронена, но ненадолго – уже императору Петру III досталась совершенно пустая государственная казна. В связи с этим уже в мае 1762 года им был подписан указ об учреждении государственного банка, который начал бы выпускать первые бумажные деньги царской России. Распоряжение выполнить не успели: через месяц державу возглавила Екатерина II. Власть сменилась, но проблемы остались те же и даже усугубились: в стране не хватало серебра, а имевшиеся медные монеты усложняли взаиморасчёты и сборы налогов. Доходило до того, что перевозка каждых 500 рублей требовала отдельной подводы, так что очень часто для сбора податей приходилось отправлять настоящие экспедиции. Новая императрица понимала всё это, и в 1769 году был обнародован Манифест об учреждении двух отделений Ассигнационного банка. Так началась история российских банкнот.

Банкноты царской России 1769 -1917 годов

Первые ассигнации не отличались высоким качеством исполнения и больше походили на обыкновенную расписку. Банкнота представляла собой листок размером 190 на 250 мм. с орнаментированной рамкой, внутри которой указывались цифровой и буквенный номинал купюры (25, 50, 75 и 100 рублей) и сведения о местах её обмена на медные монеты. По краям рамки располагалась символика (водяные знаки), призванная исключить возможность подделки. Такой же защитой считалось и располагавшееся в верхней части рамки изображение герба России, однако эти знаки со своей задачей не справлялись: ассигнации легко подделывались. Например, мошенники быстро научились делать из двадцатипятирублёвой банкноты семидесятипятирублёвую, поэтому уже в 1771 году номинал в 75 рублей вывели из обращения. Поначалу нововведение было воспринято с подозрением, и даже изъятие одного номинала не укрепило в народе доверия к первым банкнотам, тем более что изготовление фальшивок во всех слоях общества не исчезло, а лишь процветало. Только в 1786 году как защита от подделок появились купюры нового образца, однако и они не вызывали особого доверия. В какой-то степени эта недоверчивость была оправдана. Как известно, перед началом войны Наполеон, стремясь подорвать российскую экономику, приказал напечатать и завезти в Россию огромное количество поддельных ассигнаций, которыми армейцы рассчитывались с русскими крестьянами за провиант. Они печатались на бумаге лучшего качества и выглядели убедительнее оригиналов, однако именно по этой и ещё некоторым причинам (напечатанные типографским способом подписи вместо сделанных чернилами и орфографические ошибки) фальшивки можно было распознать. Их число было таким, что общая сумма всех изъятых с 1813 по 1817 г. поддельных купюр составила 5,6 млн рублей (для сравнения: первый тираж ассигнаций 1769 года был выпущен на сумму всего лишь 1 млн) – то есть липовые деньги встречались чаще настоящих. В результате курс бумажных денег обвалился настолько, что цена рублёвой купюры составляла всего 20 копеек. Это стало одной из причин реформы 1818 года, во время которой:
  1. Был усложнён дизайн каждой банкноты: на ней появился масонский гербовый орёл и факсимильный вариант подписи управляющего различных достоинств. Дополнительно купюра подписывалась работником кассы.
  2. Каждый номинал получил свой цвет и водяной знак.
  3. Появились купюры нового достоинства.
  4. Основой для выпуска купюр стал материал лучшего качества.
Началась постепенная замена старых банкнот на новые. Тогда же они получили те прозвища, под которыми вошли в историю и литературу:
  1. Один рубль стал «жёлтенькой».
  2. Три рубля – «зелёненькой».
  3. Пять рублей – «синенькой», «синицей», «синюхой». (Эта купюра оставила свой след и в русском фольклоре: поговорка «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» подразумевает как раз её).
  4. Десять – «красненькой» или «червонцем». Она и «синенькая» были основными купюрами, которыми пользовалось подавляющее большинство населения России. Крупный номинал могли себе позволить только богачи.
  5. Двадцать пять – «беленькой».
  6. Сто – «радужной».
  7. Двести – «серенькой».
Эти номиналы сохранились вплоть до революции 1917 года и даже пережили её. Их внешний вид, конечно же, менялся: усложнялась защита, появлялись новые детали оформления. Вот основные этапы, через которые, совершенствуясь, прошли царские бумажные рубли:
  1. 1840 г. – упразднение ассигнационного рубля; привязка обмена государственных банкнот к серебру (до этого он обменивался на медные монеты); выпуск депозитных рублей, дополнивших серебряный рубль, с новой защитой: печатью разных цветов в несколько оттисков, с гильоширными розетками и т. д.
  2. 1843 г. – появление кредитных билетов с хорошей защитой; стоимость бумажного рубля приравнена к серебряному; для нанесения на каждую купюру всех нужных сведений начали использовать три разных шрифта; на лицевой стороне появились номера.
  3. 1866 г. – выпуск новых купюр с портретами на оборотной стороне и с императорскими регалиями на лицевой. Пять рублей украшало изображение Дмитрия Донского, червонец – первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича, а сторублёвку – Екатерины II. С тех пор купюра в сто рублей получила сразу два прозвища: купцы и промышленники прозвали её «катенькой», а воры – «бабкой» (впоследствии слово трансформировалось в известные «бабки» и «бабло»). Кроме того, оборотная её сторона стала радужной. Для изготовления банкнот стала использовалась металлографская печать специальными красками, а водяные знаки приобрели полутона.
  4. 1887 г. – при выпуске банкнот начали использовать двухцветную печать, а в качестве дополнительного элемента защиты в каждую купюру впрессовывались нити шёлка.
  5. 1890 г. – появление т.н. «орловской печати», обеспечивавшей совпадение деталей изображения, печатаемых разноцветными красками; выпуск новых купюр достоинством в 5, 10 и 25 рублей с использованием новой технологии.
  6. 1898 г. – появление банкнот нового образца, дополненных купюрами в пятьдесят рублей с изображением Николая I и в пятьсот - с портретом Петра Первого. Пятисотка, прозванная «дедушкой», имела 46 степеней надёжности и долгое время была самой защищенной купюрой в мире. Её подделать так и не сумели: когда фальшивомонетчикам удалось выкрасть бумагу, использовавшуюся для изготовления купюры, они сумели обойти только 43 степени. Портреты монархов украсили лицевую сторону банкнот, а сторублёвка снова изменила цвет: лицевая сторона стала розовой, оборотная - красно-жёлтой с серой окантовкой. Кроме того, обмен кредитных билетов можно было совершить на золото.
  7. 1905 г. – последняя денежная модификация: сторублёвка снова стала белой с жёлтым оттенком; начали использовать металлографскую печать из пяти цветов и изображения с замысловатыми орнаментами; на многих купюрах появился портрет Александра III.
Следующая трансформация купюр состоялась после Февральской революции 1917 года. Но это уже совсем другая история… Любая из вышеперечисленных банкнот или её разновидностей – предмет гордости коллекционера, однако даже среди них есть редкие, почти не встречающиеся виды, покупка которых может расцениваться как настоящая удача. К числу таких раритетов, помимо семидесятипятирублёвых ассигнаций времён Екатерины II, относятся:
  1. Банкноты 1802 года разного размера с одинаковым номером 515001, известные только как образцы.
  2. Кредитные деньги второй половины XIX века, не имевшие твёрдого курса по отношению к золоту и выпускавшиеся для покрытия бюджетного дефицита, вызванного Крымской войной и экономическим кризисом 60-х годов.
  3. «Уголок» – первый вариант пятидесятирублёвой банкноты 1866 года с изображением Петра I. Её выпустили только в этом году и затем постепенно изъяли из обращения, но под занавес XIX века она вернулась в другом обличье.
  4. Купюры 1892-1895 гг. с изображением символа России – женщины, увенчанной шапкой Мономаха.
  5. Разновидность кредитного рубля 1898 г. с одной лишь серией НВ-467 без номера и двух разных цветов – более светлого и темного (такие серии выпускались Временным правительством и советской властью вплоть до 1920 года).
Любые банкноты царской России 1769 – 1917 годов, обиходные или редкие, – это всегда устойчивый спрос и коммерческая привлекательность. Сайт Ocenka занимается скупкой подобных образцов дореволюционной денежной системы и готов приобрести предложенные ему экземпляры по актуальной цене. Узнать подробности сделки и осуществить её можно, связавшись с нашим офисом, расположенным в Киеве.

Последний антиквариат оцененый нами

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!