Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
toggle menu

Фарфоровые сервизы Царской России


Чайные, кофейные или столовые сервизы – это, пожалуй, первое, что приходит на ум, когда мы слышим словосочетание «изделия из фарфора». В этом нет ничего удивительного – именно с их изготовления в подражание лучшим западным образцам и началась история дореволюционного российского фарфоропроизводства. Для многих профильных фабрик и заводов выпуск сервизов был основным видом деятельности, благодаря чему уже в скором времени их качество позволило им конкурировать на равных не только с общепризнанным лидером – Императорским фарфоровым заводом, но и с европейскими аналогами. В наши дни эти сервизы выступают одновременно как своеобразное свидетельство эпохи, точно отражающее ее тенденции, вкусы и дух, и как предмет, имеющий неоспоримую историческую ценность и растущую со временем рыночную стоимость. Благодаря такому сочетанию они пользуются неизменным интересом у специалистов по антиквариату и спросом у коллекционеров.

Краткое описание дореволюционных сервизов

Фарфоровые сервизы царской России – чайные, кофейные и столовые – поражали воображение и взгляд своим оформлением. Можно было встретить использование самых разных техник:

  • цировка по золоту;
  • покрытие кобальтом;
  • подглазурная и надглазурная живопись;
  • техника мушель, при которой весь предмет посуды, кроме середины, покрывался одним цветом, а свободное пространство заполнялось каким-либо сюжетным или флористическим изображением. Такую технику, позаимствованную у европейских мастеров, использовали, в частности, на фабрике Ф. Гарднера.

Оформление сервизов различалось в зависимости от того, для кого они были предназначены. Те, что изготавливались на заказ, покрывались позолотой и расписывались более тщательно, чем обычно. Иной раз все пространство было заполнено узорами, орнаментами, популярными сюжетами и цветным крытьем. Особенно выделялись в этом отношении сервизы фабрики купца А. Г. Попова, которые пользовались успехом среди представителей знати, даже несмотря на некоторую перенасыщенность декором. Секрет крылся в цветовых решениях, благодаря которым такое обилие не казалось аляповатостью. Своеобразной привлекательностью отличались и те сервизы, что предназначались для продажи широким слоям населения или относились к т. н. трактирной посуде. Последняя, в сравнении с другими изделиями, казалась грубоватой, однако ее неоспоримыми достоинствами были низкая цена, высокая прочность и удобство применения в быту.

Каждому предприятию присущи свои, узнаваемые особенности оформления. Например, на заводе братьев Корниловых широко использовались различные лепные детали и переводные картинки, что придавало готовым приборам своеобразный колорит. Гарднеровские сервизы легко опознавались не только по клеймам, но и по обилию цветочных мотивов. Определенные рисунки роз, цветков шиповника и тюльпаны, которые изображались по отдельности или в сочетании с другими цветами, стали даже одним из символов посуды фабрики Гарднера. Примечательной особенностью ее росписи являлось также изображение подвешенных на лентах корзин с цветами. Флористическая тематика нередко использовалась в росписи сервизов, изготавливавшихся на заводе князя Юсупова, причем за основу и образец брались рисунки из атласов и альбомов гравюр известных художников своего времени.

Большой популярностью пользовались сервизы с изображениями жанровых сцен и пейзажей – сначала итальянских, по моде первой половины XIX века, затем отечественных. Не было чуждо отечественным фарфоровикам и отражение современности. В связи с этим нельзя не вспомнить знаменитые сервизы той же фабрики Гарднера на тему Отечественной войны 1812 г., среди которых выделяется посуда с карикатурами на армию Наполеона. В конце XIX века в моду вошла национальная тематика, ярко проявившая себя в серийных изделиях завода братьев Корниловых. Специалисты по антиквариату особенно выделяют две серии. Отличием первой является наличие на тарелках текста с названиями городов, вторая оформлена по мотивам русских народных сказок. О ее качестве красноречиво говорит хотя бы такой факт, что над дизайном этой серии работал художник И. Я. Билибин.

Кроме декора, изделия, входящие в сервиз, могли иметь особенности в формах, которые придавали им торжественный вид. Например, для многих чашек фабрики Попова характерны высокие ручки, суженое горлышко и основание на ножке, а для чайников – единая композиция ручки и носика. В итоге обычный с виду столовый прибор превращался в некий завершенный образ. Обращают на себя внимание также чашки с портретами представителей русской аристократии – своего рода прообраз современных именных чашек. Они изготавливались, в частности, на Юсуповском заводе.

Продажа царских сервизов

В небольшом обзоре практически невозможно описать все особенности и разновидности русских дореволюционных сервизов. Только к концу XIX века в Российской империи работало более полусотни фарфоровых производств, и это не считая тех, что закрылись в течение столетия, подобно заводу князя Н. Б. Юсупова, чей фарфор настолько ценится в кругу коллекционеров, что его почти не встретишь на аукционных продажах. Каждая фабрика и завод стремились выделить свои изделия на фоне остальных, поэтому неудивительно, что многая продукция действительно находятся на уровне произведений искусства.

С лучшими образцами дореволюционного фарфора можно ознакомиться на выставках и в музеях, однако немало сервизов до сих пор хранится в кругу семьи и передается по наследству. Те, кто по каким-либо причинам хотел бы их продать, всегда могут сделать это с нашей помощью. Сайт занимается оценкой и скупкой различных антикварных изделий по лучшим ценам в Украине, и в этом легко убедиться каждому. Связаться с нашим офисом, находящимся в Киеве, можно любым удобным способом из указанных на сайте.

Последний антиквариат оцененый нами

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!