Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
toggle menu

Фарфоровые сервизы Царской России


Чайные, кофейные или столовые сервизы – это, пожалуй, первое, что приходит на ум, когда мы слышим словосочетание «изделия из фарфора». В этом нет ничего удивительного – именно с их изготовления в подражание лучшим западным образцам и началась история дореволюционного российского фарфоропроизводства. Для многих профильных фабрик и заводов выпуск сервизов был основным видом деятельности, благодаря чему уже в скором времени их качество позволило им конкурировать на равных не только с общепризнанным лидером – Императорским фарфоровым заводом, но и с европейскими аналогами. В наши дни эти сервизы выступают одновременно как своеобразное свидетельство эпохи, точно отражающее ее тенденции, вкусы и дух, и как предмет, имеющий неоспоримую историческую ценность и растущую со временем рыночную стоимость. Благодаря такому сочетанию они пользуются неизменным интересом у специалистов по антиквариату и спросом у коллекционеров.

Краткое описание дореволюционных сервизов

Фарфоровые сервизы царской России – чайные, кофейные и столовые – поражали воображение и взгляд своим оформлением. Можно было встретить использование самых разных техник:

  • цировка по золоту;
  • покрытие кобальтом;
  • подглазурная и надглазурная живопись;
  • техника мушель, при которой весь предмет посуды, кроме середины, покрывался одним цветом, а свободное пространство заполнялось каким-либо сюжетным или флористическим изображением. Такую технику, позаимствованную у европейских мастеров, использовали, в частности, на фабрике Ф. Гарднера.

Оформление сервизов различалось в зависимости от того, для кого они были предназначены. Те, что изготавливались на заказ, покрывались позолотой и расписывались более тщательно, чем обычно. Иной раз все пространство было заполнено узорами, орнаментами, популярными сюжетами и цветным крытьем. Особенно выделялись в этом отношении сервизы фабрики купца А. Г. Попова, которые пользовались успехом среди представителей знати, даже несмотря на некоторую перенасыщенность декором. Секрет крылся в цветовых решениях, благодаря которым такое обилие не казалось аляповатостью. Своеобразной привлекательностью отличались и те сервизы, что предназначались для продажи широким слоям населения или относились к т. н. трактирной посуде. Последняя, в сравнении с другими изделиями, казалась грубоватой, однако ее неоспоримыми достоинствами были низкая цена, высокая прочность и удобство применения в быту.

Каждому предприятию присущи свои, узнаваемые особенности оформления. Например, на заводе братьев Корниловых широко использовались различные лепные детали и переводные картинки, что придавало готовым приборам своеобразный колорит. Гарднеровские сервизы легко опознавались не только по клеймам, но и по обилию цветочных мотивов. Определенные рисунки роз, цветков шиповника и тюльпаны, которые изображались по отдельности или в сочетании с другими цветами, стали даже одним из символов посуды фабрики Гарднера. Примечательной особенностью ее росписи являлось также изображение подвешенных на лентах корзин с цветами. Флористическая тематика нередко использовалась в росписи сервизов, изготавливавшихся на заводе князя Юсупова, причем за основу и образец брались рисунки из атласов и альбомов гравюр известных художников своего времени.

Большой популярностью пользовались сервизы с изображениями жанровых сцен и пейзажей – сначала итальянских, по моде первой половины XIX века, затем отечественных. Не было чуждо отечественным фарфоровикам и отражение современности. В связи с этим нельзя не вспомнить знаменитые сервизы той же фабрики Гарднера на тему Отечественной войны 1812 г., среди которых выделяется посуда с карикатурами на армию Наполеона. В конце XIX века в моду вошла национальная тематика, ярко проявившая себя в серийных изделиях завода братьев Корниловых. Специалисты по антиквариату особенно выделяют две серии. Отличием первой является наличие на тарелках текста с названиями городов, вторая оформлена по мотивам русских народных сказок. О ее качестве красноречиво говорит хотя бы такой факт, что над дизайном этой серии работал художник И. Я. Билибин.

Кроме декора, изделия, входящие в сервиз, могли иметь особенности в формах, которые придавали им торжественный вид. Например, для многих чашек фабрики Попова характерны высокие ручки, суженое горлышко и основание на ножке, а для чайников – единая композиция ручки и носика. В итоге обычный с виду столовый прибор превращался в некий завершенный образ. Обращают на себя внимание также чашки с портретами представителей русской аристократии – своего рода прообраз современных именных чашек. Они изготавливались, в частности, на Юсуповском заводе.

Продажа царских сервизов

В небольшом обзоре практически невозможно описать все особенности и разновидности русских дореволюционных сервизов. Только к концу XIX века в Российской империи работало более полусотни фарфоровых производств, и это не считая тех, что закрылись в течение столетия, подобно заводу князя Н. Б. Юсупова, чей фарфор настолько ценится в кругу коллекционеров, что его почти не встретишь на аукционных продажах. Каждая фабрика и завод стремились выделить свои изделия на фоне остальных, поэтому неудивительно, что многая продукция действительно находятся на уровне произведений искусства.

С лучшими образцами дореволюционного фарфора можно ознакомиться на выставках и в музеях, однако немало сервизов до сих пор хранится в кругу семьи и передается по наследству. Те, кто по каким-либо причинам хотел бы их продать, всегда могут сделать это с нашей помощью. Сайт занимается оценкой и скупкой различных антикварных изделий по лучшим ценам в Украине, и в этом легко убедиться каждому. Связаться с нашим офисом, находящимся в Киеве, можно любым удобным способом из указанных на сайте.

Последний антиквариат оцененый нами

Банкнота 1 рубль 1961 года

Банкнота 1 рубль 1961 года

Оценка: 1700грн.
Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Оценка: 550грн.
Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Оценка: 25000грн.
Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 - 41 гг.

Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 – 41 гг.

Оценка: 25000грн.

10 рублей 1898 года

Оценка: 18000грн.

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!