Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
toggle menu

Серебряные изделия 84 пробы в эмалях


Глядя на дошедшие до наших дней образцы русского дореволюционного ювелирного искусства, в частности, изделия из серебра 84-й пробы в эмалях, невольно вспоминается следующая история.

В 1906 г. Карл Фаберже отправил своего сына Александра в Париж для изучения всех тонкостей изготовления драгоценных эмалей у мастеров, считавшихся в этом деле непревзойденными. На практике же выяснилось, что русские эмальеры сами могут много чему научить французов — настолько ювелирное искусство Российской Империи в технологическом отношении оказалось развитее, чем западноевропейское, на которое оно традиционно ориентировалось.

Надо сказать, что подобное мастерство проявлялось не только в изделиях, которые ныне украшают собой музейные стенды и частные коллекции или уходят с аукционов антиквариата по высокой стоимости. Как известно, по одной капле воды можно судить обо всем океане, и даже обычная серебряная банка для меда с эмалью, изготовленная на фабрике Густава Клингерта в 1892 г., сегодня является ярким и высоко ценным, с художественной точки зрения, примером тогдашнего российского ювелирного искусства. А ведь предметов, подобных этой банке, в антикварных каталогах можно найти немало. 

Немного истории среди описания

Русское ювелирное искусство имело давнюю и славную историю, а некоторые его техники, в частности, создание перегородчатых эмалей, были известны еще в Древней Руси. Однако к началу XVIII века оно пребывало в забвении, и лишь приезд в Россию во времена Петра I европейских мастеров снова вдохнул жизнь в изготовление драгоценных изделий. Правда, происходил этот ренессанс в рамках привнесенного ими же западноевропейского стиля, центром которого Петербург являлся в течение полутора веков.

Возрождение собственно национального стиля в российском ювелирном деле началось в середине XIX века как ответ на потребности времени. Именно тогда наряду с уже сложившейся и зарекомендовавшей себя петербургской школой, работавшей в западноевропейском стиле, начала складываться московская, которая стремилась сохранить и развить русские национальные традиции, техники и формы Древней Руси и Московского государства. В рамках обеих школ творили мастера, чьи работы в итоге составили славу русского дореволюционного ювелирного дела, завоевали международное признание и до сих пор вызывают закономерное восхищение у знатоков и ценителей антиквариата по всему миру.

Лицами петербургского направления в ювелирном деле были фирмы и мастерские:

  1.  Карла Фаберже.
  2.  Карла Болина и Готтлиба Яна.
  3.  Карла Августа Фердинанда Гана.
  4.  В. Аарне.
  5.  С. Вякина.
  6.  М. Перхина.
  7.  Ю. Раппопорта.
  8.  Э. Коллина.

Московская школа была представлена компаниями и мастерскими:

  1.  И. П. Сазикова — сына знаменитого русского мастера П. Ф. Сазикова, основателя небольшой мастерской по выделке серебряных изделий, которая уже через семнадцать лет стала фабрикой. Унаследовавший ее И. П. Сазиков стал первым ювелиром, который обратился в своих работах к темам русского быта, крестьянской жизни, национальной истории и обогатил ими искусство, слывшее прежде элитарным.
  2.  И. Губкина, основавшего свою мастерскую в 1841 г. и в числе первых начавшего изготавливать изделия с имитациями. В 1861 г. на петербургской выставке всех присутствующих поразила небольшая сухарница его работы в виде плетеной корзинки с небрежно наброшенной салфеткой и сидящей на ней мухой. Салфетка была так похожа на настоящую, что рука невольно тянулась ее потрогать.
  3.  П. А. Овчинникова — бывшего крепостного крестьянина, получившего «вольную» и основавшего в середине 50-х годов XIX века предприятие, очень скоро ставшее одной из ведущих московских ювелирных фабрик. Именно ему принадлежит заслуга в возрождении техники перегородчатой эмали, которой до монголо-татарского нашествия славились древнерусские мастера.
  4.  И. П. Хлебникова (основана в 1871 г.).
  5.  А. Постникова (основанная в 1826 г. небольшая мастерская серебряных изделий, ставшая через сорок лет одной из крупнейших российских фабрик).
  6.  П. И. Оловянишникова — старейшая фирма, работавшая в русском стиле, чья история началась в 1766 г. с литья колоколов и производства церковной утвари.

Особняком стоят имена братьев Грачевых и Г. Клингерта как мастеров, пытавшихся совместить в своих произведениях достижения и элементы обеих школ в рамках наиболее популярных на тот момент стилей — русский исторический, новорусский, модерн.

Как создавались шедевры

Можно лишь догадываться о том, сколько труда, художественной фантазии, таланта и вкуса когда-то было вложено в создание любого, даже самого незначительного серебряного изделия, рожденного в стенах перечисленных нами компаний. Создавая свои шедевры, практически все русские ювелиры работали с эмалями в разных техниках, в том числе в оконной (или витражной), перегородчатой, расписной и в гильошировке.

Нередко при изготовлении одного предмета комбинировались несколько техник, что придавало ему не только оригинальность и уникальность, но и делало его настоящим событием в мире ювелирного искусства. Немалую роль в их создании сыграли художники и скульпторы, чьи имена (И. Бортников, А. Жуковский, П. Н. Прокофьев, П. П. Рыковский, Ф. Борин, Ф. Козлов, С. Вашков, Е. Лансере, В. Боровский, Л. Даль и т. д.) — целые страницы в истории русского искусства.

Стоит ли удивляться тому, что практически все изделия дореволюционных мастеров Российской империи, даже незначительные и ориентированные на самые широкие слои населения, не только украшали быт, но и поражали воображение экспертов и обычных зрителей на различных выставках, удостаивались высоких наград и международного признания?

Ныне, овеянные аурой высокой исторической ценности, они являются объектом интереса частных коллекционеров и предметом продажи с мировых аукционов по ценам в несколько тысяч американских долларов, и это — тоже своего рода признание.

Заключение

В 1899 году московское отделение фирмы Фаберже, выпуская каталог своих изделий, с гордостью отмечала, что любой, даже самый дешевый предмет, изготовленный ими, выполняется с должным тщанием и качеством. Нечто подобное мог бы сказать о себе каждый мастер из тех, о которых мы рассказывали в обзоре.

Возможно, в этом — одна из причин популярности и признания, которые даже спустя века сопровождают созданные русскими ювелирами серебряные изделия в эмалях, причем это в равной степени относится и к роскошным церковным Евангелиям, и к самым обычным бытовым аксессуарам: подсвечникам, туалетным приборам, шкатулкам, столовым и кухонным наборам, предметам для чаепития.

В интернете есть немало специализированных ресурсов, предлагающих приобрести у них образцы русского ювелирного творчества, однако мало какие компании, особенно в Украине, занимаются их скупкой, и наша фирма — одна из таких. Мы всегда готовы предоставить возможность каждому, у кого есть любые серебряные изделия в эмалях авторства русских дореволюционных мастеров, выгодно продать их после бесплатной оценки, проведенной нашими экспертами. Наш офис находится в Киеве, связаться с нами можно любым удобным способом. 

Последний антиквариат оцененый нами

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!