toggle menu

Серебряные подстаканники 875 пробы


Подстаканник – чуть ли не самый «молодой» столовый прибор. Хотя до сих пор точно никто не знает его возраст. По одним сведениям, он появился в конце XVIII века, по другим – в конце XIX столетия. Зато достоверно известно, что это русское изобретение, которое в сознании большинства жителей постсоветского пространства связано с путешествиями по железной дороге. Такой имидж, как считают многие исследователи, связан с российским государственным деятелем, директором департамента железнодорожных дел Министерства финансов С. Ю. Витте (1849 – 1915).

Практичность и удобство подстаканника в дороге и в быту сразу же были оценены по достоинству, и он не только занял свое место среди предметов российского обихода, но и стал еще одним способом выражения художественных идей мастерами декоративного искусства. Правда, после революции 1917 года на подстаканники, как и на многие другие составляющие дореволюционного быта, повесили ярлык «пережиток буржуазного прошлого». Они на какое-то время исчезли, однако в начале 30-х годов ХХ века их производство возобновилось. В качестве материалов для них использовали самые разные недрагоценные металлы и сплавы. Но значительная часть изделий выпускалась из серебра 875 пробы. Именно эти серебряные подстаканники, нередко представляющие собой авторские работы, сегодня относятся к ценному советскому антиквариату. Спрос на них переживает второе рождение, правда, уже как на коллекционные экземпляры.

Некоторые особенности маркировки

Все советские серебряные подстаканники 875 пробы имели собственные клейма, благодаря которым их можно разделить на две большие группы: выпущенные до и после 1958 года. Сначала маркировка изделий, относящихся к первой группе, представляла собой метку в виде лопатки, которая включала в себя:

  • греческую букву, обозначавшую шифр пробирной инспекции;
  • указание на пробу серебра (875);
  • знак пробирного удостоверения в виде головы рабочего с молотом наперевес («молотобоец»).

В 1936 г. на подстаканниках начали ставить второе клеймо, представлявшее собой именник – название предприятия или его аббревиатуру. В 1953 г. к нему добавили еще один элемент – дату изготовления изделия, выраженную последней цифрой года его выпуска. В 1956 г. изменилась форма клейма. Теперь это стал четырехугольник с выпуклыми противоположными сторонами.

В 1958 г. был принят новый стандарт маркирования серебряной посуды 875 пробы. На подстаканниках, как и на других столовых приборах, появились следующие отметки:

  • буква кириллического алфавита, обозначавшая шифр пробирной инспекции;
  • указание на пробу серебра;
  • знак пробирного удостоверения в виде пятиконечной звездочки, в поле которой изображены серп и молот.

Принципы оформления именника практически не изменились, лишь со временем в нем появились некоторые важные нюансы. Так, начиная с 1969 г., дата изготовления подстаканника в виде последней цифры года указывалась на изделии не в конце клейма, а в начале. В 1979 г. к ней добавили точку. Скорее всего, она означала десятилетие. В 1992 г. ее заменили на две точки.

На подстаканниках нередко ставились и клейма других видов, например, содержавшие не буквенный, а цифровой шифр пробирной инспекции, а также указание на географическое место изготовления предмета. Последний тип характерен, в частности, для изделий Киевского завода имени Дзержинского. Примечательно также, что долгое время при этом использовался украинский язык.

Краткое описание

Выпущенные в СССР серебряные подстаканники 875 пробы обращают на себя внимание не только маркировкой, но и художественным оформлением. Помимо традиционных тем, доставшихся советским мастерам в наследство от их дореволюционных предшественников, на них можно было увидеть немало оригинальных изображений:

  • памятники архитектуры, различные достопримечательности (МГУ, кремлевские башни, Большой театр и т. д.);
  • иллюстрации к различным литературным произведениям. Чаще всего это были сказки А. С. Пушкина;
  • сюжеты, связанные с различными событиями повседневной и культурной жизни СССР, со спортом, с юбилейными и памятными датами (300-летие присоединения Украины к России, которое в советское время называлось «воссоединением») и т. д.

Кроме того, были распространены изделия с видами городов Советского Союза.

Немало серебряных подстаканников выполнено в орнаментально-флористическом стиле:

  • «Земляника» производства артели «Московский ювелир», датированная 1955 годом;
  • «Смородина» (завод «Северная Чернь», 1958 г.);
  • изделия Кубачинского художественного комбината разных лет.

При их изготовлении использовали самые разные техники: литье, чеканка, филигрань, гравировка, чернение, декоративное золочение, выдавливание рисунка, применение горячей эмали, зернь, зеркальная полировка. Однако они применялись лишь самыми крупными и знаменитыми на весь СССР производителями столовых приборов из серебра, например:

  • завод «Северная Чернь», расположенный в городе Великий Устюг Вологодской области;
  • Кубачинский художественный комбинат (Дагестан);
  • Киевский завод столовых приборов им. Дзержинского;
  • различные московские предприятия, в частности, завод ювелирных и металлических изделий, артели «Московский ювелир» и «Первая ювелирная», «Платиноприбор» и т. д.;
  • Ленинградская, Таллинская и Бакинская ювелирные фабрики;
  • Мстерская фабрика (с 1972 г. – завод) художественных изделий «Ювелир» (расположена в поселке Мстера Владимирской области);
  • артели «Арцатагорц» (Армения).

Немалую часть советских подстаканников составляли также изделия, выпущенные различными заводами в качестве вспомогательной продукции методом высокоточной штамповки. Они ориентировались на массового покупателя, изготавливали крупные партии. Оформление было простым, нередко выполнялось в духе социалистического реализма. Впрочем, надо сказать, что в наши дни эти предметы тоже вызывают интерес у коллекционеров и антикваров как памятники эпохи, отражающие ее атмосферу и колорит.

Скупка

Сегодняшняя популярность, казалось бы, ушедших в прошлое серебряных подстаканников – это не рекламная уловка, а факт, и в этом может убедиться каждый, кто проедет по украинской или российской железной дороге или поищет соответствующие объявления в интернете. Нередко изделия позиционируются как оригинальный подарок. Вполне естественно, что спрос на них вызывает интерес и к предметам, изготовленным во времена СССР. Для одних они наверняка станут приятным воспоминанием и украшением повседневного обихода, для других – частью уникальной коллекции антиквариата.

Тот, кто хочет выгодно продать имеющийся у него советский серебряный подстаканник 875 пробы, всегда может воспользоваться услугами нашего сайта. Мы уже много лет занимаемся скупкой различных предметов коллекционирования и всегда предлагаем наилучшую цену в Украине за антикварные столовые приборы с учетом мировой стоимости серебра. Связаться с нашими экспертами, находящимися в Киеве, по поводу оценки предложенного на продажу советского серебряного подстаканника 875 пробы можно любым удобным для себя способом из указанных на сайте.

Последний антиквариат оцененый нами

Банкнота 1 рубль 1961 года

Банкнота 1 рубль 1961 года

Оценка: 1700грн.
Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Фотоаппарат ФЭД 1934-1955 год

Оценка: 550грн.
Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Золотой солид Византии, Флавий Аркадий Август, 383-408 год

Оценка: 25000грн.
Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 - 41 гг.

Большая золотая медаль ВСХВ. 1939 – 41 гг.

Оценка: 25000грн.

10 рублей 1898 года

Оценка: 18000грн.

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!