toggle menu

Областные и региональные серебряные монеты Императорской России


Областные и региональные серебряные монеты императорской России более разнообразны и многочисленны, нежели их золотые разновидности, поскольку чеканились для большего числа национальных окраин и присоединённых территорий. Тиражи были относительно небольшими, их судьбы сложились по-разному, но те, что дошли до нашего времени, представляют собой ценные экспонаты высокой стоимости в любой нумизматической коллекции. Специальные деньги начали чеканиться в России с середины XVIII века. Предназначались они для:
  1. Восточной Пруссии.
  2. Ливонии.
  3. Молдавии и Валахии.
  4. Крыма (Таврии).
  5. Грузии.
  6. Польши и Финляндии.
В каждом регионе их история складывалась по-разному.

Деньги для Восточной Пруссии

Начать следует с серебряных монет, чеканившихся для Восточной Пруссии. Впервые она вошла в состав Российской империи в январе 1759 года во время Семилетней войны и, хотя просуществовала как её часть всего три года, Россия успела оставить на её территории свой след в виде специальных денег. Правда, их появление было вызвано вовсе не стремлением интегрировать восточно-прусские земли в сферу российского мироустройства, а необходимостью рассчитываться с купцами из Данцига и Мариенбурга, снабжавшими провиантом русскую армию. В Кёнигсберге имелся монетный двор, но он не печатал собственные деньги, поскольку Восточная Пруссия была провинциальной частью Бранденбургско-Прусского королевства. Кроме того, в ней имели хождение самые разные дензнаки – как из немецких земель, так и из других государств (по некоторым подсчётам, количество их разновидностей достигало двух сотен). Тем не менее русский губернатор новой завоёванной области Н. А. Корф решил воспользоваться возможностями Кёнигсбергского двора и обратился в столицу с предложением чеканить отдельные дензнаки для обращения в Пруссии. Предложение было одобрено, и в 1759 году начался выпуск солидов (шиллингов) и денежных номиналов в 1, 2, 3, 6 и 18 грошей. Их оформление было довольно традиционным: на лицевой стороне имелся портрет императрицы Елизаветы с её титулом, располагавшимся полукругом над изображением, на оборотной – герб Российского государства. Восемнадцатигрошевик чеканился лишь в 1759 и 1761 годах, однако имеет наибольшее число видов среди всех «прусских» денег – шесть. С русско-прусскими дензнаками связано два примечательных случая. Один из них привёл к появлению трёх редких ныне разновидностей, цена которых на интернет-аукционах доходит до нескольких тысяч долларов. При пробном выпуске двух-, шести- и восемнадцатигрошевиков в надписи-титуловании русской императрицы было пропущено две буквы D. G. (Б. М. – «Божьей Милостью»). Ошибку своевременно исправили, в местный оборот поступили «правильные» деньги, однако об этом казусе не стали сообщать в столицу – видимо, посчитали его недостойным внимания. В 1761 году возникла необходимость в дополнительной чеканке двух, трёх и шести грошей (от двухгрошевика впоследствии отказались), и в Москву как образцы были отправлены экземпляры с ошибкой. Первые 300 штук оказались непригодными из-за нечёткого изображения, и московские мастера решили немного уменьшить диаметр монет, не изменяя их вес. Это помогло: изображения стали более качественными. После утверждения новая партия московской чеканки была отправлена в действующую армию, однако вскоре из Пруссии пришла тревожная новость: общество купцов Польши и Германии наотрез отказывалось брать эти дензнаки в оплату, поскольку на них имелся уже упомянутый брак. Кроме того, один и тот же номинал кёнигсбергского и московского выпусков отличался по весу, что ещё более насторожило бдительных и недоверчивых купцов. В результате разразился крупный скандал, и даже официальное уверение в подлинности обеих разновидностей не возымело действие. Из Кёнигсберга в Москву были срочно отправлены новые образцы, однако монеты московской чеканки по-прежнему отличались размерами от кёнигсбергской. Впрочем, скандал удалось замять, к тому же появились более крупные дензнаки – гульден и полугульден. Стоимость первого составляла 1/3 талера, второго – 1/6. Их оформление повторяло собой изображения грошей и шиллингов, однако в экземплярах московского производства голова императрицы была более округлой, а крылья орла не такими приподнятыми. Кроме того, на одной из разновидностей полугульдена (всего их существует три) можно заметить жемчуг в волосах Елизаветы. Буквально через год нужда во всех этих видах отпала вовсе: новый император Пётр III вернул Восточную Пруссию Фридриху Великому, а Екатерина II, взойдя на престол, подтвердила решение своего мужа. Последние выпущенные номиналы в 6 и, возможно, 3 гроша датированы началом 1762 года. Второй случай произошёл несколько ранее. В том же 1759 году, когда начался выпуск грошей, в Восточную Пруссию попала огромная партия фальшивых денег, изготовленных по приказу Фридриха Великого. Они в точности повторяли оригинал, однако содержали одну-единственную ошибку, которая быстро выдала с головой всю партию: вместо слова Russ в надписи-титуловании императрицы фальшивомонетчики напечатали Russie. Но именно это разоблачение привело к тому, что впоследствии польские и немецкие купцы не поверили официальным утверждениям русских властей насчёт идентичности и подлинности грошей московской чеканки.

Ливонские монеты

Чуть ранее прусских, в 1756–1757 годах, начали выпускаться т. н. ливонезы – монеты для солдат, стоявших гарнизонами на территории нынешней Прибалтики, называвшейся в те времена Ливонией. Они получали жалование отечественными деньгами, однако местное население ещё пользовалось своей валютой, русские образцы были им непонятны, и курс их обмена был невыгодным. Учитывая это обстоятельство, в Петербурге решили чеканить деньги по образцу местных, взяв за основу понятную населению Ливонии талерную систему исчисления. Именно поэтому у них было убрано слово «копейка», хотя по факту ливонезы представляли собой именно её. Ливонезы существовали в пяти номиналах – 2, 4, 24, 28 и 96 копеек – и имели следующее оформление: одна сторона содержала профильный портрет императрицы и её титулование, другая – изображение российского орла с двумя щитами, на которых размещались гербы Лифляндии и Эстляндии, и надпись, в переводе означавшая «монета ливоэстонская». Существуют также образцы с надписью «монета Ливонии и Эстляндии». Чеканка проводилась небольшим тиражом, чтобы ограничить хождение ливонезов границами Нарвы и её окрестностей, однако это не помогло, они очень быстро оказались за пределами Прибалтики. Их выпуск прекратился в 1757 г. из-за начала боевых действий и более низкой цены металла по сравнению с общегосударственным стандартом. При этом стоимость самой чеканки оставалась неизменной, что говорит о её убыточности для русской казны.

Монеты для Молдавии и Валахии

Деньги, предназначавшиеся для Молдавского и Валашского княжеств, начали чеканиться в 1771 году. Их выпускали в основанном за год до этого в имении Садагура (ныне Садгорский район – северная часть города Черновцы, Украина) на монетном дворе, принадлежавшем предпринимателю Питеру Николаусу Гартенбергу. Официальная цель выпуска была та же, что и во время Семилетней войны – облегчить взаиморасчёты русских войск с молдаванами и валахами за необходимые товары и провиант. Однако эту цель можно назвать прикрытием, а сами садагурские монеты из-за некоторых особенностей изготовления – уникальными. Во-первых, первоначальные эскизы для них выполнялись не в России, а на самом монетном дворе (и чуть ли даже не самим Гартенбергом), отчего пробники кардинально отличаются от позднее утверждённых. Во-вторых, основным материалом для них служили трофейные турецкие медные пушки. В-третьих, они имели двойное обозначение номинала (пара – копейки) и тем самым облегчали хождение по Молдавии и Валахии русских денег. Последними по факту и пользовалось русское командование для расчётов с населением за провиант, тем самым постепенно вводя его в орбиту влияния Российской империи. Главным образом в Садагуре изготавливались медяки – именно для них использовались трофейные орудия. Однако существуют два номинала – «2 пара – 3 копеек» и «пара – 3 денги (полторы копейки)» – отчеканенные в серебре. Из-за небольшого количества дошедших до наших дней экземпляров, даже по сравнению с маленькими тиражами остальных номиналов из меди и бронзы, они относятся к наиболее редким дензнакам мира, имеют соответствующую цену, а исследователи полагают, что они, скорее всего, являются образцами для показа новых эскизов российскому правительству. Аверс содержит:
  1. Изображения двух увенчанных короной щитов, сближенных верхами.
  2. На щитах – изображения гербов Молдавского и Валашского княжеств, однако без обычных атрибутов и детализации, из-за чего они имеют несколько искажённый и стилизованный вид.
  3. Полукруглую надпись заглавными буквами в верхней части «Мон. Молд. и Валоск».
  4. Дату чеканки, отделённую от изображений обрезом.
Реверс содержит непривычную для российской монетной иконографии прямоугольную рамку в виде витого шнура, в которую вписан двуязычный номинал. Многие специалисты видят в её появлении польское влияние (такое оформление встречается на деньгах Станислава Августа) и масонский след (квадрат/прямоугольник, вписанный в окружность, считается одним из масонских символов). Второе ничуть не удивительно, если вспомнить, что сам Гартенберг был масоном и даже основателем одной из лож, но и первая версия выглядит вполне правдоподобно: именно от польского короля Гартенберг получил патент на чеканку денежных знаков. Возможно даже, что верны обе версии. Наконец, гурт экземпляра представляет собой орнамент из дубовых листьев и имеет два вида, отличающихся их расположением и направленностью относительно друг друга. Существует также редкая разновидность обоих вышеупомянутых образцов, на которых аверсные изображения гербов обрамлены гирляндами из роз. Пока трудно сказать, попала ли она в повседневный оборот или же осталась пробником, однако чем бы она ни была, её наличие в любой коллекции всегда желанно. К сказанному остаётся лишь добавить, что чеканка молдавско-валашских дензнаков продолжалась до 1774 года.

Монеты для Таврии

Огромной редкостью являются т. н. таврические монеты – деньги, которые непродолжительное время чеканились после присоединения Крыма к Российской империи на Феодосийском монетном дворе, реорганизованном из денежной мастерской последнего крымского хана. Их появление напрямую связано с именем Потёмкина, который таким выпуском намеревался закрепить российское владычество на полуострове и прилегавших к нему землях будущей Таврической губернии. Поначалу предполагалась наладить выпуск одних медяков, однако существует номинал в 20 копеек, материалом для которого послужило серебро. Его диаметр – около 27 мм, вес – около 8 г, оформление отличается нарочитой упрощённостью: на аверсе – номинал и обозначение «Т. М» (таврическая монета), на реверсе – увенчанный короной вензель Екатерины II, сделанная заглавными буквами и расположенная полукругом надпись: «Царица Херсониса Таврическаго» и дата выпуска «1787». Кроме него, известно также о номиналах в 10, 5 и 2 копейки серебром, но, по всей видимости, это были пробники. Следует сказать, что и серебряные, и медные монеты выглядят очень грубо – например, аверсная надпись вырезана непрофессионально, сокращения выполнены неудачно, между литерами, разнящимися между собой по высоте, разные расстояния, а повторяющиеся буквы имеют различные начертания. Наконец, из всех вензелей Екатерины II был выбран простейший, а корона над ним лишь отдалённо похожа на императорскую. Всё это довольно ярко свидетельствует не только об уровне подготовки мастеров Феодосийского двора, но и прежде всего об уровне их грамотности. Тем не менее можно предполагать, что Потёмкин рассчитывал на поддержку императрицей своей идеи, однако он её не получил. Скорее всего, Екатерина посчитала слишком затратным делом снабжение находящегося где-то на отшибе монетного двора материалами, необходимыми для регулярного выпуска, поэтому в 1788 году чеканка таврических денег, чья себестоимость и впрямь была высока, прекратилась. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько было выпущено серебряных экземпляров (известно лишь о тиражах медяков) и попали ли они в повседневный обиход. Известно лишь одно: ещё совсем недавно ориентировочная антикварная стоимость серебряной двадцатикопеечной монеты достигала 6 тыс. долларов.

Грузинские монеты

Свою историю имеют и деньги, чеканившиеся для Грузии. К концу XVIII века на её территории находилось несколько мелких княжеств, пытавшихся выжить в непрерывной борьбе с турками и персами. Наиболее сильным среди них было Картли-Кахетинское. С обращения в 1783 году его правителя Ираклия II к Екатерине II с просьбой о помощи в борьбе против Персии начался переход грузинских князей под покровительство Российской империи на правах автономии. Этот процесс растянулся на 27 лет, пережил одного императора и одну императрицу и завершился при Александре I в 1810 году незадолго до последней русско-турецкой войны. До того как Грузия фактически стала частью Российской империи, на её территории ходили турецкие и персидские деньги, причём грузинские правители имели право чеканить монеты Османской империи. После 1783 года они получили разрешение размещать на них российский герб как знак покровительства могущественной северной соседки. Естественно, это вызвало неудовольствие со стороны турок и персов, но с Россией уже мало кто решался спорить и тем более бороться. В итоге начался процесс интеграции Грузии в новое социальное и экономическое пространство, и российская власть столкнулась с необходимостью введения валюты, которая отвечала бы сложившимся условиям. В 1802 году Александру I был представлен проект нового серебряного абаза – основного денежного знака грузинских земель, приравнивавшегося к 20 копейкам, – с надписями на русском языке. Император одобрил его вид, однако повелел, чтобы все надписи были сделаны по-грузински. Повеление было выполнено, и с 1804 года, используя штемпели петербургских мастеров, в Тифлисе стали выпускаться новые абазы. Их аверс содержал:
  1. Изображение короны в виде части городской стены.
  2. Изображение перекрещённых пальмовой и оливковой ветвей и надпись «Тифлис», размещённую посередине.
  3. Инициалы русских мастеров под надписью. Существуют четыре разновидности абаза с разными инициалами – П. З. (Пётр Зайцев), А. Т. (Александр Трифонов), А. К. (Алексей Карпинский) и В. К. (Василий Клеймёнов).
На реверсе размещались надпись «Грузинское серебро» и год чеканки. Кроме абаза, выпускались также серебряный двойной абаз, равный сорока копейкам, и полуабаз (узалтуни) стоимостью в десять копеек с идентичным оформлением. Однако их выпуск был убыточен для русской казны, и уже в 1816 году Александру I предложили закрыть Тифлисский двор. Он отказался, и чеканка монет для Грузии продолжалась до зимы 1834 года. Последний абаз, выпущенный в 1833 году, имеет инициалы Василия Клеймёнова.

Польские и финские монеты

Последними в ряду областных и региональных монет императорской России из серебра следует назвать деньги, чеканившиеся для Финляндии и Польши. Для Финляндии, ставшей частью Российской империи в 1809 году, выпуск собственных денег начался с замены шведского риксдалера на русский серебряный рубль, который с 1860 года сменила собственная финская марка, подразделявшаяся на сто пенни. Из серебра чеканились:
  1. 25 пенни.
  2. 50 пенни.
  3. 1 марка.
  4. 2 марки.
Для первых двух разновидностей использовался металл 750-й пробы, для последних – 868. Оформление всех марок и пенни было одним и тем же: аверс – герб Российского государства с гербом Княжества Финляндского в нагрудном щите и знак минцмейстера; реверс – номинал, указанный по-фински, и год чеканки, вписанный в дубовый венок. Кроме того, на марках обозначалось количество экземпляров, выпускавшихся из одного фунта серебра согласно требованиям устава монетного двора. Это оформление не менялось вплоть до Февральской революции, лишь в 1865 году изменился статус марок. С окончательным утверждением золотых номиналов в 10 и 20 марок всё обиходное серебро вместе с медью было объявлено разменом. И лишь через месяц после отречения Николая II в апреле 1917 года были выпущены новые деньги, на которых уже не было корон над головой орла. В конце 1917 года Финляндия объявила о своём выходе из состава России и о создании отдельного государства, однако пенни и марки ходили в повседневном обороте ещё целый год. Для Польши же серебряные монеты начали чеканиться с 1816 года в номиналах 1, 2, 5 и 10 злотых. Кроме этого, серебро присутствовало в биллонных пяти- и десятигрошевиках. Их оформление повторяло финский дизайн, только на груди российского орла располагался герб Царства Польского, а на аверсе чеканился профильный портрет Александра I. Выпуск продолжался до начала польского восстания 1830 года. В последующие два года гроши и злотые чеканились без российской символики и с надписями на польском языке, а после подавления восстания, с 1832 года, их дизайн кардинально изменился. На аверс вернулся российский герб, а на реверсе появился двойной номинал, обозначавший соответствие польских денег российским, как это было в Молдавии и Валахии (например, полтора рубля соответствовали десяти злотым и т. д.). Деньги с таким оформлением имели хождение по всей территории империи и чеканились до 1851 года, после чего Польша перешла на общегосударственную монету. Польскими и финскими деньгами заканчивается история выпуска серебряных монет императорской России для областей и регионов. В большинстве своём они имели статус «военных денег» и поначалу изготавливались для удовлетворения нужд действующей армии, в частности, так было в XVIII веке. Однако наличие таврических, молдавских и валашских монет показывает, что российские императоры, осознавая многонациональность России, уже тогда пытались как можно более мягко и комфортно адаптировать население национальных окраин и регионов к новым для них реалиям. В некоторых случаях эти попытки были удачными, в некоторых – не очень, однако в целом такую политику можно назвать успешной и действенной. Её следы сохранены во многом и прежде всего – в специальных денежных знаках. Их покупка – это не только один из способов удачного инвестирования, но и возможность пополнить свою коллекцию по-настоящему редкими экземплярами. Можно быть уверенными в том, что на них всегда найдётся свой покупатель. Сайт Ocenka занимается скупкой денежных и антикварных раритетов и всегда готов приобрести серебряные областные и региональные монеты императорской России по актуальной на сегодняшний день цене. Узнать подробности можно связавшись с нашим офисом, расположенным в Киеве.

Последний антиквариат оцененый нами

Итак, Вы теперь знаете как можно
бесплатно оценить Ваши антикварые предметы!

Для быстрой оценки предмета
заполните форму!

Наш адрес:

  • г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22, Бизнес-центр «Киевпроект», м.Театральная, м.Золотые ворота

Контактные телефоны:

Мессенджеры:

Оценка антиквариата по фото
Задать нам вопрос
После отправки заявки на оценку, в течении рабочего дня с Вами свяжется наш эксперт
Заказать обратный звонок
После отправки заявки на оценку, в течении 24 часов с Вами свяжется наш эксперт
Получить консультациюБесплатно!
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наши менеджеры свяжутся с Вами в течении рабочего дня!
Ошибка!
Что-то пошло не так!